Методика психолого-педагогического анализа деятельности учителя.
- Создание общих условий эффективного обучения:
- Обеспечение исходных педагогических условий достижения учебного эффекта на уроке:
- Предварительные указания по плану урока лаконичные и ясные – 1б.
- Наличие спортивного оборудования на уроке способствует быстрому включению учащихся в работу – 1б.
- Нет ненужных задержек и отступлений во время урока – 1б.
- Эффективность работы класса стимулируется передачей учащимся функций учителя ( оценки, контроля, коррекции, планирования и др.) – 2б.
- Адаптация обучения к учащимся:
- Обучение соответствует возрастным особенностям учащимся – 1б.
- Предоставляется возможность усвоения материала разных уровней сложности ( для учащихся разного уровня подготовленности) – 2б.
- Обучение строится как взаимодействие учителя и учащихся – 2б.
- Предметная и методическая компетентность:
с) Владение учебным предметом и методами обучения:
- Информация и демонстрации точны и современны – 1б.
- Комментарии и ответы на вопросы учащихся точны и интересны – 1б.
- Без затруднений используется не менее двух форм или методов обучения – 1б.
- Помимо распространенных применяются и оригинальные методы и приемы обучения – 2б.
- Организация учебной работы в последовательности «жизненного» цикла ( вступление, развитие, закрепление, интеграция):
- Урок начинается со стимулирующего введения (привлечение внимания учащихся и обеспечение необходимой мотивации) – 2б.
- Наглядное представление нового материала – 1б.
- Закрепление учебных результатов – 1б.
- Урок заканчивается подведением итогов – 1б.
- Техника объяснения, речи:
е) Использование устных объяснений:
- Объяснение содержания ясно и дается с помощью подходящих слов и терминов – 1б.
- Произношение и построение устной речи правильны – 1б.
к)Разъяснения при непонимании материала учащимися:
- Пояснения с помощью аналогий и примеров – 1б.
- Предоставление учащимся дополнительной информации – 1б.
- Учебное взаимодействие:
л)Контроль и коррекция деятельности учащихся:
- Оценка действий учащихся отделяется от личного отношения учителя к ним – 1б.
- Избегание прямых указаний и коррекции действий учащихся – 1б.
- Ученики побуждаются оценивать и корректировать работу друг друга – 1б.
м)Использование предложений и запросов учащихся по содержанию урока:
- Вопросы и предложения школьников принимаются с благодарностью – 1б.
- Идеи учеников разрабатываются и используются на уроке – 2б.
- Создание и поддержание продуктивной атмосферы на уроке:
н)Стимулирование интереса учащихся:
- Формулируется важность темы урока в контексте будущей жизни – 1б.
- Используются интересные и необычные аспекты темы – 2б.
- Интерес стимулируется с помощью вопросов и юмора – 1б.
о) Помощь учащимся в выработке положительной самооценки:
- Речь учителя свободна от сарказма и насмешек – 1б.
- Имена учащихся используются в теплой, дружелюбной манере – 1б.
- Конкретные учащиеся поощряются за конкретную работу – 1б.
- Учитель поддерживает, одобряет учеников, сталкивающихся с трудностями на уроке 2б.
- Поддержание приемлемого поведения в классе:
п) Поддержание рабочей включенности учащихся на уроке:
- Варьирование форм учебной активности – 1б.
- Использование приемов активизации учащихся на уроке – 1б.
- Применение специальных способов организации учебной работы, рассчитанных на пассивных учащихся – 2б.
р)Воздействия при нарушениях дисциплины:
- Учитель не обращает внимание на мелкие непреднамеренные нарушения дисциплины на уроке 1 б.
- Ученики, нарушающие дисциплину, сталкиваются с немедленной реакцией учителя – 1б.
- Педагог восстанавливает дисциплину с помощью самих учащихся – 2б.
- Педагог не борется с нарушениями дисциплины, а использует для организации нарушителей особые формы учебной работы - 2б.
Вычисляется средний балл – количество набранных баллов разделить на 37.
- Менее 0,6 – не удовлетворяет не только современным требованиям, но и ряду классических.
- От 0,61 до 0,9 – удовлетворяет практически всем классическим требованиям и некоторым из современных.
- От 0,91до 1,2 – удовлетворяет не только классическим требованиям, но и значительной части современных.
- Более 1,21 – удовлетворяет как классическим, так и практическим современным требованиям.
Отсутствие поведения, соответствующего каким-либо показателям – рекомендациям, указывает на ближайшие и перспективные резервы совершенствования деятельности учителя.