Подготовка учащихся 11 класса к централизованному тестированию по математике
Учитель Гелеверьева И.С.
В настоящее время традиционные формы проведения вступительных экзаменов заменены тестированием.
Тестовые материалы подготавливаются централизованно, их создают опытные коллективы, состоящие из лучших педагогов-практиков, ученых-методистов и преподавателей вузов нашей страны. Все это позволяет оценку учебных достижений выпускников школ и всех других учебных заведений, дающих среднее образование, провести стандартизированно – в максимально однородных условиях и с применением однородных по содержанию и сложности экзаменационных материалов. 100-бальная оценочная шкала позволяет дифференцировать выпускников по уровню математической подготовки.
В рамках ЦТ одновременно осуществляется проверка овладения учебным материалом по математике за курс X-XI классов средней школы, усвоение которого проверяется на выпускном экзамене, и тех предметных тем, которые традиционно контролируются на вступительных экзаменах. Исходя их этих причин, содержание тестового материала достаточно широко, но оно не выходит за рамки школьной программы и программы для поступающих в вузы.
Анализ результатов ЦТ за последние 10 лет позволил сделать вывод, что типичные ошибки учащихся повторяются из года в год. Среди них: неумение преобразовывать выражения с радикалами, неумение выделять полный квадрат. Плохие практические навыки при действиях с логарифмами, модулями. Также можно отметить нетвердое знание и практическое владение формулами сокращенного умножения (что особенно подвело тестируемых при упрощении выражений с рациональными показателями), непрочное усвоение формул тригонометрии. Очень часто учащиеся игнорируют О. Д. З. в уравнениях, не владеют техникой решения неравенств. В тригонометрических уравнениях определенные затруднения испытывают при отборе корней для заданного промежутка. Иногда тестируемых подводило неумение переформулировать задачу, свести ее к решению системы уравнений. Весьма слабое владение такими понятиями, как вектор, координаты векторов, скалярное произведение, коллинеарность векторов. Многие учащиеся недостаточно владеют методикой исследования функций с помощью производной, путают понятия экстремумов функции со значениями абсцисс в стационарных точках. Некоторых подвело неумение делать эскизы графиков функций, незнание подходов к решению задач с параметрами. В задачах по планиметрии тестируемых не хватало творческого подхода, мешало найти правильное решение слабое владение формулами для вписанной в треугольник и описанной вокруг треугольника окружности, соотношениями между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике. В одной из задач по стереометрии для многих оказалось неразрешимой проблемой построение сечения, проходящего через заданные точки.
Рекомендации по совершенствованию преподавания
математики для подготовки к ЦТ по математике
- Проведение ЦТ свидетельствует о необходимости предварительной подготовки учащихся к этой форме контроля знаний. Тестирование можно применять при тематическом контроле, проверке домашних заданий и т.д. с привлечением технических средств обучения (компьютеров).
- Отдельные задачи с практической направленностью также можно преподносить учащимся в виде лабораторной работы тестового содержания.
- В дальнейшем при расширении тестовых форм контроля можно планировать в качестве домашних или творческих заданий составление тестов самими учащимися с предварительным ознакомлением со спецификой данного рода деятельности.
- Анализ решенных на ЦТ заданий позволяет в дальнейшем актуализировать мнение учащихся о необходимости прочного изучения и усвоения теории, развития умения анализировать задачи.
- Больше внимания следует уделять решению задач различными методами, развитию навыков по словесному содержанию задачи составлять ее аналитическое выражение, геометрическую интерпретацию (если это возможно) и наоборот.
- На уроках математики должны быть постоянно обозначены как межпредметные связи, так и связи с реалиями внешнего мира, закладываться хорошие навыки логического мышления для дальнейшего изучения предметов естественно-научного цикла и практической жизнедеятельности.
Конечно же, подготовка учащихся к ЦТ – огромная нагрузка для учителя. В связи с этим в ближайшие годы целесообразно изменить тематический и календарные планы в выпускных классах для регламентированного повторения школьного курса математики.