Программа самонаблюдения и самооценивания урока
Самоинструкция, Первичное наблюдение ведется непосредственно в ходе урока по произвольному плану, вторичное — по воспоминаниям после его завершения по заранее составленной схеме.
Самооценка производится в баллах по альтернативной системе. Высший балл 3. Слева идущие баллы обозначают степень присутствия качества и доведение его до оптимального состояния, что и оценивается в 3 балла. Справа идущие баллы -1,-2 обозначают степень избыточности, чрезмерного присутствия того или иного качества урока, ухудшающее его. 0 баллов обозначает полное отсутствие (ненаблюдаемость) данного качества.
Это один из вариантов тематического самонаблюдения и самооценивания урока. В него внесены наиболее общие психолого-педагогические характеристики учебной деятельности учащихся и дидактической деятельности педагога на уроке, реализующем личностно ориентированное обучение, и поддающиеся самонаблюдению и оцениванию.
Дата самоанализа
Класс ___________
Предмет _________
Оцениваемые показатели |
3 |
2 |
1 |
0 |
-1 |
-2 |
-3 |
|
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
||
1.Экология среды и поведения |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
1.1. Освещенность 1.2. Озеленение 1.3. Свежий воздух 1.4. Чистота, порядок 1.5. Эргономичность учебной мебели и др. оборудования 1.6. Верная осанка (посадка) учащихся 1.7. Готовность учебного и дидактического обеспечения 1.8. Опрятность и соответствие одежды задачам урока 1.9. Рабочее настроение, дисциплина, собранность учащихся 1.10. Рабочее настроение, собранность учителя |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
2. Субъектность позиции учителя |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
2.1. Самостоятельность в целеполагании и разработке плана урока 2.2. Проявление собственного взгляда и отношений к изучаемому материалу 2.3. Использование дополнительных источников информации 2.4. Использование личного житейского опыта 2.5 Использование профессионального опыта 2.6. Проявление интуиции в ходе урока 2.7. Умение работать в режиме диалога с учащимися 2.8. Проявление воли в достижении целей урока 2.9. Умение оперативно диагностировать состояние учащихся 2.10. Умение оперативно перестраиваться по ходу урока |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
3. Субъектность позиции учащегося |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
3.1. Степень участия в постановке цели урока и выработке плана его проведения 3.2. Использование различных источников информации по теме урока 3.3. Использование личного житейского опыта 3.4. Самопроетирование учебной деятельности 3.5. Самоконтроль и самооценка учебной деятельности 3.6. Проявление собственного мнения и личных суждений |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
3.7. Умение работать в режиме диалога и полилога 3.8. Проявление волевых усилий и стремления к успеху 3.9. Степень свободы: задавание вопросов, ситуации выбора, помощь товарищам 3.10. Участие учащихся в анализе учебной деятельности на уроке и ее результатов |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
||||
4. Духовно-нравственный потенциал урока |
|
|
|
|
|
|
|
|||
4.1. Проявление мировоззренческих позиций учащихся 4.2. Проявление нравственных качеств в отношениях между учащимися 4.3. Проявление этики отношений с учителем 4.4. Проявление учащимися волевых качеств на уроке 4.5. Проявление учителем веры в интеллектуальные силы учащихся 4.6. Обращенность урока к гражданской позиции учащихся 4.7. Связь урока с жизнью страны, народа, города, села 4. 8. Проявление учащимися позитивной мотивации учения 4.9. Степень осознанности учения учащимися 4.10. Гармония духовного, интеллектуального и эмоционального климата на уроке |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
||||
5. Интеллектуальный потенциал урока |
|
|
|
|
|
|
|
|||
5.1. Проявление учащимися умений чувствовать и понимать вопросы учителя (задачи, проблемы) 5.2. Проявление умений анализировать информацию 5.3. Проявление умений обобщать информацию 5.4. Проявление умений работать по принципу дополнительности 5.5. Проявление критического мышления 5.6. Понимание связей и отношений между частями изучаемого материала 5.7. Проявление умений переносить знания из одной области в другую 5.8. Формирование опыта творческой деятельности 5.9. Степень свободы использования научной лексики 5.10. Речевая культура учащихся |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
Тема урока __________
Количественный анализ данных самоэкспертизы проводится по каждому из пяти разделов отдельно (путем сложения баллов со знаком «+»и «-»). Полученное от сложения число делится на 10 (по числу позиций). Сравнивая средние показатели — коэффициенты, можно определить сильные и слабые позиции урока. Общая оценка урока выводится из деления суммы всех коэффициентов на 5.
Качественному анализу подвергается не только каждый раздел в отдельности, отдельные позиции в их сравнении и взаимодополнении, компенсации, но и присутствие того или иного качества по его избытку или недостатку. Качественно анализируются также позиции, получившие при самооценке 0 баллов.
Количественное выражение качества в единстве с качественным (содержательным) анализом данных самооценивания позволяет более объективно определить качество урока в целом и его отдельных компонентов.
Количественная самохарактеристика урока (заполнение таблицы)
№ раздела |
Название раздела |
Коэффициент качества |
I |
Экология среды и поведения |
|
II |
Субъектность позиции учителя |
|
III |
Субъектность позиции учащихся |
|
IV |
Духовно-нравственный потенциал урока |
|
V |
Интеллектуальный потенциал урока |
|
|
Общая самооценка урока |
|