«Способные и одаренные дети. Условия успешной работы со способными и одаренными детьми».
Три категории одаренных детей:
Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
Дети с признаками специальной умственной одаренности - в определенной области науки (подростковый образ).
Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
Признаки одаренности - это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной (проявленной) одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Вместе с тем, об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий "хочу" и "могу". Поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный - характеризует способы его деятельности. Мотивационный характеризует отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.
Условия успешной работы с одаренными
учащимися
Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений
Учитель должен быть:
- увлечен своим делом;
- способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
- профессионально грамотным;
- интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
- проводником передовых педагогических технологий;
- психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
- знатоком во всех областях человеческой жизни
Формы работы с одаренными учащимися
- творческие мастерские;
- групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
- факультативы;
- кружки по интересам;
- занятия исследовательской деятельностью;
- НОУ «САМИ»
- конкурсы;
- интеллектуальный марафон;
- научно-практические конференции;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам;
- учеба в краевом центре творческого развития и гуманитарного образования для одаренных детей «Поиск»;
- сотрудничество с другими школами, ВУЗами.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
- Итак, развивать способности можно и нужно. Для этого необходимо повернуться к личности ребенка, к его индивидуальности, создать условия для развития и максимальной реализации его склонностей и способностей.
- Необходимо создать разноуровневые и профильные программы, учебно-методическое обеспечение, направленное на организацию дифференцированного обучения на уроках, а также на групповых и индивидуальных занятиях с учащимися разных способностей. Активно и заинтересованно вести кружковую и факультативную работу.
- Не вызывает сомнения и тот факт, что творчеству можно и нужно учить. И чем раньше начнется эта работа, тем значительнее и выше будут результаты. При этом следует учитывать такие факторы, как:
- Системность.
- Комплексность.
- Последовательность.
- Множественность.
- Нестандартность и отход от стереотипов.
- Работа на основе интереса и активности.
- Преемственность.
- Разнообразие приемов, методов, подходов.
- Учет особенностей нервно-психической деятельности в зависимости от возраста учащихся.
Один из принципов врачей - исцелись сам, в педагогической работе с одаренными детьми мог бы звучать так: будь сам талантлив! Учитель и ученик... Что в результате получится от этой встречи? Если учитель только ведет к истине, а дело ученика - лишь понять ее - это мало интересно. Другое дело, если учитель верит в ученика, видит в нем «искру божью», тогда эта вера творит чудеса. И радость первого открытия, первой победы - будет общей радостью учителя и его ученика.