Перевод
Мы в Instagram
Школьная газета "ProФайлы"
Виртуальный кабинет физики
Виртуальный кабинет Пашковской Л.Е., учителя русского языка и литературы ГУО "Средняя школа №13 г.Мозыря"
Сайт библиотеки
Блог Дворака С. Л., учителя физики ГУО "Средняя школа №13 г. Мозыря"
МО учителей иностранного языка
Изучаем английский вместе
Электронные версии учебников
Республиканская патриотическая акция "Цветы Великой Победы"
Беларусь помнит
Могилевский институт МВД Республики Беларусь
Добрые дороги Гомельщины
Белорусская государственная орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени сельскохозяйственная академия
:: ::

Рекомендации педагогам

ФОРМЫ И ПРИЁМЫ

КОНТРОЛЯ, УЧЁТА И ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Пашковская Лариса Евгеньевна,

учитель русского языка и литературы

 

В настоящее время в школе в качестве одной из форм контроля знаний учащихся все чаще используются тесты. Актуальность их применения обуславливается многими причинами:

  • соответствием тестов задачам осуществляемой ре­формы образования;
  • несложной адаптацией тестового контроля к новой системе оценивания знаний;
  • широким распространением тестовой формы конт­роля на выпускных и вступительных экзаменах в учебные заведения России и Беларуси;
  • применением тестов при проведении единого госу­дарственного экзамена.

Кроме указанных причин, можно говорить также об актуальности тестов в силу их объективности, экономич­ности, надежности, технологичности, быстроты и воз­можности проверки большого объема информации. По­этому технологии тестового контроля знаний находят все большее применение в учебном процессе. Их используют в диагностике при поступлении в школу, при осуществле­нии профильной дифференциации, при проведении те­кущего контроля за уровнем усвоения знаний.

В тестах в наиболее концентрированном виде отра­жается некоторый стандарт образования — те знания и умения, которыми должны владеть учащиеся, те задачи, которые они должны уметь решать. Тесты также дают наиболее достоверную и точную по сравнению с други­ми формами и методами контроля картину усвоенности знаний учениками.

Однако существует и ряд проблем, связанных с вне­дрением тестов в школьную практику.

Следует отметить, что тесты, получившие распрост­ранение в последнее время в связи с тестированием выпускников и абитуриентов, вряд ли дадут объектив­ную информацию для не подготовленных к тестирова­нию учеников. Ученик, никогда не сталкивавшийся с тестированием, попадая в новую для себя обстановку, испытывает повышенную степень тревожности, неуверенности, что не позволяет ему продемонстрировать те знания, которыми он владеет.

При выполнении тестов существуют также определённые психологические сложности для учеников с так называемой "замедленной реакцией". Тесты обычно предусматривают временные ограничения, что требует от ученика не только быстроты в выполнении каждого задания, но и умения легко и быстро переключаться с одного задания на другое. Ученик, не владеющий такими навыками, даже если он достаточно успешно продвигается в усвоении предмета, обычно показывает более скромный результат по сравнению с традиционными, классическими формами контроля. Для таких учеников особенно нужна специальная подготовка, постепенно и тщательно раскрывающая особенности и методы работы с тестами.

Важно в работе с тестами также умение распределить свое время, сформировать определенную "психологическую устойчивость" в случае, если не можешь справиться с некоторыми задачами в отведенное для них время, чтобы суметь продолжить работу над другими.

Еще одной причиной, связанной с определёнными сложностями внедрения тестов в школьную программу, является то, что в настоящее время учителя часто используют задания, которые хотя и имеют некоторые черты тестов (чаще всего форму заданий), но не обладают их основными характеристиками (не являются валидными и надежными, не имеют четко построенной и обоснованной шкалы и т. д.). В этом случае набор таких заданий является просто набором задач, но не более того. Можно ли тогда ждать от этого набора объективной оценки или говорить о том, что он выполнит те функции, которые ждет от него учитель?

Разделяют тесты, применяемые в школьном курсе, на:

  • обучающие;
  • тематические (осуществляют текущий контроль на уроках);
  • итоговые;
  • диагностические (определяют уровень развития способностей, используются для про­фильного отбора и т. д.).

Для того чтобы учащиеся были адап­тированы к диагностическим и итоговым тестам, пока­зывали результаты, соответствующие их уровню подго­товки и развития, необходимо, чтобы тесты на уроках  использовались не только для контроля, но и для обучения, тренировки. Для выполнения таких тес­тов целесообразно отводить целые уроки, на которых знакомить учащихся с процедурой тестирования, неко­торыми приемами работы с тестами. Этим целям отве­чают тесты обучающие и тематические.

Как показывает практика, предварительный опыт ра­боты с тестами способствует тому, что ученик уверенно чувствует себя при тестировании, что повышает надеж­ность результатов, во многом снижает влияние случай­ных факторов.

Система тестовых заданий позволяет получить быс­трую и объективную информацию об усвоении матери­ала учащимися, построить дальнейшую работу учителя в зависимости от успехов или промахов учеников.

В настоящее время существует несколько классифи­каций тестов по направленности, по предназначению, по видам заданий и т. д.

Для контроля знаний чаще всего используются так называемые дидактические тесты, или тесты успеваемо­сти. Под такими тестами обычно понимают набор вопро­сов и заданий, из ответов на которые получают информа­цию об уровне усвоения некоторого учебного материала.

Предлагаются тесты успеваемос­ти двух видов: закрытые и открытые.

При выполнении тестов закрытого типа от ученика требуется выбрать из предложенных ответов верные (те­сты с выбором ответов), или каждому элементу одной совокупности поставить в соответствие элементы другой совокупности (тесты на соответствие), или заполнить про­пуски в некотором тексте (тесты на дополнение) и т. д.

Открытые тестовые задания предполагают самосто­ятельное получение и формирование ответа учеником.

Тесты закрытого типа характеризуются теми же преимуществами, что и все тесты, а именно:

  • объективность оценки результатов выполнения работы
  • быстрота проверки выполненной работы;
  • системная проверка достаточно большого объема учебного материала.

Но они имеют и свои недостатки:

  • проверка лишь конечных результатов работы;
  • невозможность проследить логику рассуждения уче­ника при выполнении заданий;
  • некоторая вероятность выбора ответа наугад.

Поэтому необходимо использование, наряду с теста­ми, традиционных форм и методов контроля знаний. Только их разумное сочетание с тестовыми заданиями позволит учителю получить достаточно полное пред­ставление об уровне знаний ученика.

Следует также отметить, что некоторых из указанных недостатков (например, угадывание ответа) позволяют избежать тесты открытого типа. В них ученик сам конст­руирует ответ.

При работе с заданиями такого вида учителю надо напомнить ученикам, что они должны вписывать только конечный (!) ответ, а все промежуточные действия проделать на черновике.

Случай, когда в одном тесте присутствуют и закрытые, и открытые задания, говорит о тесте смешанного типа.

Некоторые тесты рассчитаны на устное выполнение заданий, некоторые из них требуют от учеников выпол­нения письменных действий. Для этих целей учащимся следует воспользоваться черновиком.

Тестовые работы в большей степени учат школьников распределять свое время, контролировать себя, уметь пропустить сложные задания, оставив их для решения на последующих, завершающих этапах работы.

Задания в тестах подбираются так, что отдельные из них (в рамках одного теста) могут выполнить практичес­ки все учащиеся. Это имеет положительную психологи­ческую основу. В то же время часть заданий рассчитана на учеников с более глубокими знаниями.

Задания составляются так, чтобы ответы школьников были доказательными, а не только воспроизводили ин­туитивные впечатления, то есть предполагается аргу­ментация в выборе ответа, а не угадывание. На это обя­зательно должен обратить внимание учитель перед выполнением теста, к этому надо приучать учеников в про­цессе работы над тестовыми заданиями.

Приступая к использованию тестовой методики оце­нивания знаний, необходимо подготовить к ней учащихся. Поэтому перед применением тестов для тематического контроля необходимо провести с учащимися несколько пробных тестов по ознакомлению с самой процедурой тестиро­вания, правилами работы с тестами, механизмом за­полнения бланков ответов. Как правило, оценки за эти тесты учитель не ставит (или ставит выборочно), ответы на них должны быть проанализированы в классе, пока­зан верный вариант выполнения теста и образец запол­нения таблицы ответов.

Предварительный опыт работы с тестами способ­ствует тому, что ученик уверенно чувствует себя при тестировании, и это повышает надежность результатов и во многом снижает влияние случайных факторов. Знаком­ство с тестами постепенно вырабатывает умения дей­ствовать в стрессовых ситуациях (ведь контроль — все­гда в определенной степени стресс) и распределять свое время. Ученик, уже работавший с тестами, получа­ет представление о различных видах тестовых заданий, определяет для себя некоторые "стратегии" работы с ними. Он знает, как себя вести в ходе тестирования (уме­ет вовремя остановиться и перейти к новому заданию, может в нужное время использовать черновик, способен контролировать себя в ходе выполнения теста и т. д.). Всему этому учитель должен уделять внимание и гра­мотно обучать школьников.

Противоположность данному положению — подготов­ка учеников только "под тест". В этом случае школьники настолько привыкают к тестовой методике, что часто распознают стратегии теста, "ловушки лжи" и способны иногда угадывать верный ответ, показывать результаты намного выше, чем при выполнении традиционных конт­рольных работ.

Избежать этого позволит опять же разумное сочета­ние тестов с традиционными формами обучения и кон­троля.

Учителю надо объяснять ученикам, что для успешно­го прохождения тестирования надо освоить соответству­ющую тему, поскольку все задания тестов ориентированы на это.

Полезно обращать внимание учеников на то, что иногда переформулировка вопроса приводит к лучшему пониманию задания (ту же роль играет вопрос, обрат­ный поставленному в задании).

Необходимо учить школьников искать иные форму­лировки не только для всего задания, но и для отдель­ных оборотов в вопросах.

Полезно помнить о том, что при ответе на вопросы теста можно поступать различными способами.

В арсенале каждого учителя постепенно накапливаются некоторые рекомендации по проведению тестов и подготовке учеников «под тест». Это приобретает особую актуальность в связи со всё большим распространением тестов как формы итогового контроля знаний учащихся. Множество экзаменационных испытаний (выпускных, вступительных) проводится в настоящее время именно при помощи тестов. Понятно, что неподготовленный к такому вида контроля ученик, незнакомый с тестами, с правилами и особенностями работы с ними, вряд ли сможет показать тот уровень знаний, на котором находится. Поэтому подготовку учащихся к такой форме ра­боты учителю необходимо начинать вести как можно рань­ше. Тогда ученик не только более уверенно будет чувство­вать себя в ситуации тестирования, но и сможет также выработать для себя стратегию и тактику поведения при процедуре тестирования, будет распознавать некоторые "ловушки лжи" теста, научится избегать их.

Приведем пример инструкции для ученика по вы­полнению тестов. ЗАПОМНИТЕ:

  1. Все записи в тестах нужно делать только авторучкой (обводить буквы верных ответов, вписывать ответы, переносить их в таблицу результатов и т. д.).
  2. Нельзя делать никаких посторонних записей на страницах сборника. Для этих целей надо использовать черновик.
  3. Задания желательно выполнять по порядку, но если вы не можете справиться с каким-то из них, можно переходить к следующему, а к пропущенному потом вернуться.
  4. После выполнения всего теста необходимо еще раз проверить все ответы.
  5. Прежде чем обводить выбранные ответы или заполнять бланки ответов (таблицы), надо тщательно про­анализировать каждое задание, при необходимости проделать определенную работу на черновике.

 Обычно у большинства учеников отсутствует опыт за­полнения бланков ответов. В результате количество слу­чайных ошибок может существенно повлиять на результа­ты тестирования. Поэтому учителю рекомендуется перед выполнением (особенно первых тестов) попросить учени­ков тщательно прочесть инструкцию, задать необходимые вопросы, уточнить то, что осталось непонятым. Если же ученики еще не встречались с тестовой формой контроля, то полезно будет провести тренировочное тестирование, в процессе выполнения которого будут отработаны навыки заполнения тестов и итоговых таблиц результатов.  

После проведения теста учителю полезно разобрать допущенные ошибки, остановиться на некоторых типах заданий, проанализировать их. Иногда учителю целесо­образно попробовать некоторым образом интерпретиро­вать результаты тестирования, причем не отдельно взя­того ученика, а всего класса. Для этого можно составить сводную таблицу теста по каждому заданию, выбрать те задания, в которых допущено наибольшее количество ошибок и т. д. Это позволит учителю дать не только коли­чественную характеристику классу в соответствии с вы­полненной работой, но и некоторую качественную оценку.

Следует отметить, что тесты призваны дополнить, а не заменить традиционную систему контроля знаний . Полезно сочетать тесты с традиционными мето­дами и формами контроля, получая при этом более пол­ную информацию о степени усвоения темы учениками.


Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!


Вернуться в раздел Рекомендации педагогам

Соседние подразделы:
Педагогические советы

Директор
Капнина Марина Петровна
8 (0236) 21-88-22
mozsh13@mozyrroo.by

Бульвар Юности, 47, 247760, г. Мозырь, Гомельская область, Республика Беларусь График_работы: с 8:00 до 20:00 (пн.-сб.)
Открыть контакты

Официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь
Год качества
Академия управления при Президенте Республики Беларусь
Национальный институт образования
Министерство образования Республики Беларусь
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь
Мозырский районный исполнительный комитет
Отдел образования Мозырского райисполкома
-
Портал рейтинговой оценки качества оказания услуг и административных процедур организациями Республики Беларусь
"Молодежь против наркотиков"
Детям об армии
Детский правовой сайт
БРСМ
МГПУ им.Шамякина
Гомельский областной профориентационный портал
Спасатели глазами детей
МЧС Беларуси
KIDS.POMOGUT.BY
Проект направлен на предупреждение и противодействие эксплуатации детей в сети интернет
Информационный ресурс для людей, столкнувшихся с проблемой наркомании
-
Волшебная книга МЧС
Акция "За безопасность вместе"
ГОТОВИМ ПЕДАГОГОВ – СОЗИДАЕМ БУДУЩЕЕ
ДАДОМУ.by
Беларусь Библиотечная
Анкетирование педагогов
Трудоустройство молодежи в свободное от учебы время
Бесплатная консультация психологов для подростков онлайн (14-19 лет)