ФОРМЫ И ПРИЁМЫ
КОНТРОЛЯ, УЧЁТА И ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Пашковская Лариса Евгеньевна,
учитель русского языка и литературы
В настоящее время в школе в качестве одной из форм контроля знаний учащихся все чаще используются тесты. Актуальность их применения обуславливается многими причинами:
- соответствием тестов задачам осуществляемой реформы образования;
- несложной адаптацией тестового контроля к новой системе оценивания знаний;
- широким распространением тестовой формы контроля на выпускных и вступительных экзаменах в учебные заведения России и Беларуси;
- применением тестов при проведении единого государственного экзамена.
Кроме указанных причин, можно говорить также об актуальности тестов в силу их объективности, экономичности, надежности, технологичности, быстроты и возможности проверки большого объема информации. Поэтому технологии тестового контроля знаний находят все большее применение в учебном процессе. Их используют в диагностике при поступлении в школу, при осуществлении профильной дифференциации, при проведении текущего контроля за уровнем усвоения знаний.
В тестах в наиболее концентрированном виде отражается некоторый стандарт образования — те знания и умения, которыми должны владеть учащиеся, те задачи, которые они должны уметь решать. Тесты также дают наиболее достоверную и точную по сравнению с другими формами и методами контроля картину усвоенности знаний учениками.
Однако существует и ряд проблем, связанных с внедрением тестов в школьную практику.
Следует отметить, что тесты, получившие распространение в последнее время в связи с тестированием выпускников и абитуриентов, вряд ли дадут объективную информацию для не подготовленных к тестированию учеников. Ученик, никогда не сталкивавшийся с тестированием, попадая в новую для себя обстановку, испытывает повышенную степень тревожности, неуверенности, что не позволяет ему продемонстрировать те знания, которыми он владеет.
При выполнении тестов существуют также определённые психологические сложности для учеников с так называемой "замедленной реакцией". Тесты обычно предусматривают временные ограничения, что требует от ученика не только быстроты в выполнении каждого задания, но и умения легко и быстро переключаться с одного задания на другое. Ученик, не владеющий такими навыками, даже если он достаточно успешно продвигается в усвоении предмета, обычно показывает более скромный результат по сравнению с традиционными, классическими формами контроля. Для таких учеников особенно нужна специальная подготовка, постепенно и тщательно раскрывающая особенности и методы работы с тестами.
Важно в работе с тестами также умение распределить свое время, сформировать определенную "психологическую устойчивость" в случае, если не можешь справиться с некоторыми задачами в отведенное для них время, чтобы суметь продолжить работу над другими.
Еще одной причиной, связанной с определёнными сложностями внедрения тестов в школьную программу, является то, что в настоящее время учителя часто используют задания, которые хотя и имеют некоторые черты тестов (чаще всего форму заданий), но не обладают их основными характеристиками (не являются валидными и надежными, не имеют четко построенной и обоснованной шкалы и т. д.). В этом случае набор таких заданий является просто набором задач, но не более того. Можно ли тогда ждать от этого набора объективной оценки или говорить о том, что он выполнит те функции, которые ждет от него учитель?
Разделяют тесты, применяемые в школьном курсе, на:
- обучающие;
- тематические (осуществляют текущий контроль на уроках);
- итоговые;
- диагностические (определяют уровень развития способностей, используются для профильного отбора и т. д.).
Для того чтобы учащиеся были адаптированы к диагностическим и итоговым тестам, показывали результаты, соответствующие их уровню подготовки и развития, необходимо, чтобы тесты на уроках использовались не только для контроля, но и для обучения, тренировки. Для выполнения таких тестов целесообразно отводить целые уроки, на которых знакомить учащихся с процедурой тестирования, некоторыми приемами работы с тестами. Этим целям отвечают тесты обучающие и тематические.
Как показывает практика, предварительный опыт работы с тестами способствует тому, что ученик уверенно чувствует себя при тестировании, что повышает надежность результатов, во многом снижает влияние случайных факторов.
Система тестовых заданий позволяет получить быструю и объективную информацию об усвоении материала учащимися, построить дальнейшую работу учителя в зависимости от успехов или промахов учеников.
В настоящее время существует несколько классификаций тестов по направленности, по предназначению, по видам заданий и т. д.
Для контроля знаний чаще всего используются так называемые дидактические тесты, или тесты успеваемости. Под такими тестами обычно понимают набор вопросов и заданий, из ответов на которые получают информацию об уровне усвоения некоторого учебного материала.
Предлагаются тесты успеваемости двух видов: закрытые и открытые.
При выполнении тестов закрытого типа от ученика требуется выбрать из предложенных ответов верные (тесты с выбором ответов), или каждому элементу одной совокупности поставить в соответствие элементы другой совокупности (тесты на соответствие), или заполнить пропуски в некотором тексте (тесты на дополнение) и т. д.
Открытые тестовые задания предполагают самостоятельное получение и формирование ответа учеником.
Тесты закрытого типа характеризуются теми же преимуществами, что и все тесты, а именно:
- объективность оценки результатов выполнения работы
- быстрота проверки выполненной работы;
- системная проверка достаточно большого объема учебного материала.
Но они имеют и свои недостатки:
- проверка лишь конечных результатов работы;
- невозможность проследить логику рассуждения ученика при выполнении заданий;
- некоторая вероятность выбора ответа наугад.
Поэтому необходимо использование, наряду с тестами, традиционных форм и методов контроля знаний. Только их разумное сочетание с тестовыми заданиями позволит учителю получить достаточно полное представление об уровне знаний ученика.
Следует также отметить, что некоторых из указанных недостатков (например, угадывание ответа) позволяют избежать тесты открытого типа. В них ученик сам конструирует ответ.
При работе с заданиями такого вида учителю надо напомнить ученикам, что они должны вписывать только конечный (!) ответ, а все промежуточные действия проделать на черновике.
Случай, когда в одном тесте присутствуют и закрытые, и открытые задания, говорит о тесте смешанного типа.
Некоторые тесты рассчитаны на устное выполнение заданий, некоторые из них требуют от учеников выполнения письменных действий. Для этих целей учащимся следует воспользоваться черновиком.
Тестовые работы в большей степени учат школьников распределять свое время, контролировать себя, уметь пропустить сложные задания, оставив их для решения на последующих, завершающих этапах работы.
Задания в тестах подбираются так, что отдельные из них (в рамках одного теста) могут выполнить практически все учащиеся. Это имеет положительную психологическую основу. В то же время часть заданий рассчитана на учеников с более глубокими знаниями.
Задания составляются так, чтобы ответы школьников были доказательными, а не только воспроизводили интуитивные впечатления, то есть предполагается аргументация в выборе ответа, а не угадывание. На это обязательно должен обратить внимание учитель перед выполнением теста, к этому надо приучать учеников в процессе работы над тестовыми заданиями.
Приступая к использованию тестовой методики оценивания знаний, необходимо подготовить к ней учащихся. Поэтому перед применением тестов для тематического контроля необходимо провести с учащимися несколько пробных тестов по ознакомлению с самой процедурой тестирования, правилами работы с тестами, механизмом заполнения бланков ответов. Как правило, оценки за эти тесты учитель не ставит (или ставит выборочно), ответы на них должны быть проанализированы в классе, показан верный вариант выполнения теста и образец заполнения таблицы ответов.
Предварительный опыт работы с тестами способствует тому, что ученик уверенно чувствует себя при тестировании, и это повышает надежность результатов и во многом снижает влияние случайных факторов. Знакомство с тестами постепенно вырабатывает умения действовать в стрессовых ситуациях (ведь контроль — всегда в определенной степени стресс) и распределять свое время. Ученик, уже работавший с тестами, получает представление о различных видах тестовых заданий, определяет для себя некоторые "стратегии" работы с ними. Он знает, как себя вести в ходе тестирования (умеет вовремя остановиться и перейти к новому заданию, может в нужное время использовать черновик, способен контролировать себя в ходе выполнения теста и т. д.). Всему этому учитель должен уделять внимание и грамотно обучать школьников.
Противоположность данному положению — подготовка учеников только "под тест". В этом случае школьники настолько привыкают к тестовой методике, что часто распознают стратегии теста, "ловушки лжи" и способны иногда угадывать верный ответ, показывать результаты намного выше, чем при выполнении традиционных контрольных работ.
Избежать этого позволит опять же разумное сочетание тестов с традиционными формами обучения и контроля.
Учителю надо объяснять ученикам, что для успешного прохождения тестирования надо освоить соответствующую тему, поскольку все задания тестов ориентированы на это.
Полезно обращать внимание учеников на то, что иногда переформулировка вопроса приводит к лучшему пониманию задания (ту же роль играет вопрос, обратный поставленному в задании).
Необходимо учить школьников искать иные формулировки не только для всего задания, но и для отдельных оборотов в вопросах.
Полезно помнить о том, что при ответе на вопросы теста можно поступать различными способами.
В арсенале каждого учителя постепенно накапливаются некоторые рекомендации по проведению тестов и подготовке учеников «под тест». Это приобретает особую актуальность в связи со всё большим распространением тестов как формы итогового контроля знаний учащихся. Множество экзаменационных испытаний (выпускных, вступительных) проводится в настоящее время именно при помощи тестов. Понятно, что неподготовленный к такому вида контроля ученик, незнакомый с тестами, с правилами и особенностями работы с ними, вряд ли сможет показать тот уровень знаний, на котором находится. Поэтому подготовку учащихся к такой форме работы учителю необходимо начинать вести как можно раньше. Тогда ученик не только более уверенно будет чувствовать себя в ситуации тестирования, но и сможет также выработать для себя стратегию и тактику поведения при процедуре тестирования, будет распознавать некоторые "ловушки лжи" теста, научится избегать их.
Приведем пример инструкции для ученика по выполнению тестов. ЗАПОМНИТЕ:
- Все записи в тестах нужно делать только авторучкой (обводить буквы верных ответов, вписывать ответы, переносить их в таблицу результатов и т. д.).
- Нельзя делать никаких посторонних записей на страницах сборника. Для этих целей надо использовать черновик.
- Задания желательно выполнять по порядку, но если вы не можете справиться с каким-то из них, можно переходить к следующему, а к пропущенному потом вернуться.
- После выполнения всего теста необходимо еще раз проверить все ответы.
- Прежде чем обводить выбранные ответы или заполнять бланки ответов (таблицы), надо тщательно проанализировать каждое задание, при необходимости проделать определенную работу на черновике.
Обычно у большинства учеников отсутствует опыт заполнения бланков ответов. В результате количество случайных ошибок может существенно повлиять на результаты тестирования. Поэтому учителю рекомендуется перед выполнением (особенно первых тестов) попросить учеников тщательно прочесть инструкцию, задать необходимые вопросы, уточнить то, что осталось непонятым. Если же ученики еще не встречались с тестовой формой контроля, то полезно будет провести тренировочное тестирование, в процессе выполнения которого будут отработаны навыки заполнения тестов и итоговых таблиц результатов.
После проведения теста учителю полезно разобрать допущенные ошибки, остановиться на некоторых типах заданий, проанализировать их. Иногда учителю целесообразно попробовать некоторым образом интерпретировать результаты тестирования, причем не отдельно взятого ученика, а всего класса. Для этого можно составить сводную таблицу теста по каждому заданию, выбрать те задания, в которых допущено наибольшее количество ошибок и т. д. Это позволит учителю дать не только количественную характеристику классу в соответствии с выполненной работой, но и некоторую качественную оценку.
Следует отметить, что тесты призваны дополнить, а не заменить традиционную систему контроля знаний . Полезно сочетать тесты с традиционными методами и формами контроля, получая при этом более полную информацию о степени усвоения темы учениками.