Формы, методы и приемы при подготовке учащихся к предметной олимпиаде. Рекомендации для педагогов.
Среди форм внеурочной работы большое значение в развитии детей имеет проведение предметных олимпиад. Именно на 1 ступени обучения происходят первые открытия ребёнка. Пусть они даже небольшие и как будто незначительные, но в них - ростки будущего интереса к науке. Реализованные возможности развивают ребёнка, стимулируют интерес к различным наукам. Олимпиады позволяют ученику познать себя, дают возможность в большей степени утвердиться в собственных глазах и среди окружающих. В целом они служат развитию творческой инициативы ребёнка.
Проведение всех олимпиад предполагает соответствующую подготовку учащихся. Следовательно, с наиболее сильными и увлечёнными учениками организована индивидуальная работа на стимулирующих занятиях. Методы и формы работы учителя должны способствовать решению вышеназванной задачи.
В работе с одарёнными детьми практикую следующие методы: исследовательский, частично - поисковый, проблемный, эвристический, объяснительно - иллюстративный, модельный, мысле-деятельности («Логическая цепочка», «Выбор», «Самооценка»), смыслотворчества («Работа с понятиями», «Алфавит», « Заверши фразу»), метод «детского эксперимента». Суть заключается в том, что ученики сталкиваются с проблемной ситуацией, сами определяют, какой материал они не знают, что должны повторить для изучения новой темы, помогают составить алгоритм для решения учебной задачи.
Применяю следующие формы работы: занятия - «погружения», деловые игры, соревнования, занятия с групповыми формами работы, занятия взаимообучения учащихся, занятия творчества, занятия, которые ведут учащиеся, занятия - сомнения, конкурсы, бинарные занятия, занятия - обобщения, занятия - фантазии, занятия поиска истины, лекции «Парадоксы», занятия - диалоги, занятия «Следствие ведут Знатоки», занятия «Круговая тренировка», практические работы, дискуссии, научные споры.
Программа подготовки к олимпиаде строится на основе программы индивидуального развития ученика, с учётом его индивидуальных особенностей, а также включает проработку олимпиадных заданий предыдущих лет. Здесь кроме совместной деятельности ученика и учителя большое значение имеет самостоятельная работа ученика. Знания, приобретённые самостоятельно при надлежащей мотивации являются наиболее прочными. Самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность учащихся - высшая форма самостоятельной деятельности, которая создаёт условия для успешного участия в олимпиадах.
Способности не даются природой в готовом виде: врожденные задатки являются только одним из
условий очень сложного процесса формирования и развития способностей.
Цель школы - не даль 'затухнуть" ярким умственным проявлениям, создать эмоционально-интеллектуальную среду, способствующую развитию творческой личности.
Главные организационные формы работы с такими детьми - личностно-ориентированный урок, индивидуальная консультация и различные виды внеклассной деятельности (олимпиады, участие в научных ученических обществах, конкурсы, интеллектуальные игры и соревнования).
В основу работы с одаренными учащимися положены следующие принципы:
- извлечение максимальной пользы из индивидуальных увлечений детей;
- создание ситуаций наиболее тесного общения талантливого ученика с учеником, не обнаруживающим особых успехов в обучении;
- каждая форма деятельности должна удовлетворять стремление ребенка к творчеству, желание выразить и раскрыть свою личность;
- знание учителем психологии, интересов, желаний, порога познавательных возможностей.
Памятка учителю-исследователю по работе с учащимися при подготовке к олимпиадам и имеющими повышенные учебные способности.
- Ознакомиться с данными психологов (ведущий тип памяти,
мышления, объем внимания, карта интересов, профессиональная
направленность). - Организовывать индивидуальную работу на уроке:
определить меру трудности задания:
создать индивидуальный план работы на уроке;
разработать систему продуктивных заданий.
- Вести исследовательскую деятельность с учетом интересов
ученика по следующим этапам:
организационному;
разработческому;
внедренческому:
диагностическому;
аналитическому;
итоговому.
- Консультировать родителей по вопросам:
круга интересов учащихся: трудностей в учебе; индивидуальных особенностей.
- Организовать мониторинг влияния исследовательской
деятельности учащихся на качество знаний. - Устраивать публичное представление итогов
исследовательской работы учащихся.
Организация учебно-воспитательного процесса при подготовке к олимпиадам должна предусматривать:
- различные организационные формы: использование внутренней дифференциации и индивидуализации обучения; уроков-лекций, уроков крупноблочного, обзорного изложения теоретического материала с последующей самостоятельной его проработкой, уроков-практикумов, уроков коллективного исследования, уроков с использованием электронных средств обучения; различных форм внеклассной работы;
- организацию дидактического цикла с учетом особенностей дополнительного обучения. Рекомендуется такая последовательность дидактического цикла: опережающие крупноблочное изучение теоретического материала (при этом рекомендуется избегать прямого дублирования учебного материала основного курса, делая упор на обзор, систематизацию, коррекцию знаний учащихся, выполнение самостоятельных работ, в том числе работ исследовательского характера);
- развивающие обучение (обеспечение оптимально возможного уровня трудности и темпа обучения, доступного учащимся; обеспечение внутренний дифференциации обучения);
- использование проблемных методов обучения, обучение учащихся эвристическим приемам;
- повышение роли самостоятельной работы учащихся по изучению теоретического и практического материала, систематическая работа с учебной и научно-популярной литературой;
- использование компьютерной технологии обучения;
- использование опыта учителей-новаторов;
- стимулирование внеклассной работы учащихся, тесное увязывание ее с факультативным занятием.
К.Д.Ушинский писал: "Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить эту работу в забаву - одна из труднейших и важнейших задач дидактики". Развитие учащихся зависит от той деятельности, которую они выполняют в процессе обучения - репродуктивную или продуктивную (творческую). Возможности школьников различны, но они должны приводиться в движение для развития творческой деятельности школьника. Имеются разные методы: исследовательский, поисковый, метод проблемной ситуации, логико-содержательное построение курса. Важно лишь пробудить мыслительный процесс ученика.
Сказки, математические сочинения, диктанты, игры со словами, использование пословиц, поговорок, содержащих числительное, конкурс художников, кроссворды, кодирование ответов заданий, использование приема "умышленной ошибки", приема конкретной ситуации, приема "толстых" и "тонких" вопросов, приема "эффекта 30 секунд", использование метода "мозгового штурма", использование принципа Ходжи Насреддина: "Пусть те, которые знают, расскажут тем, которые не знают", принципа В.Н.Сорока-Росинского: "Поменьше учителя - побольше ученика", составление задач по аналогии, составление задач на заданную тему, чтение рисунков и графиков, изготовление нитяных моделей, приема "листа", приема "короткой" задачи, применение метода хоровых ответов, - это те "педагогические уловки", которые активизируют мыслительные процессы учашихся, помогают им приобретать опыт в креативной и когнитивной деятельности.
Таблица